Портлендская ваза

Самая известная античная ваза из художественного стекла. Сцены, изображенные на
портлендской вазе многократно интерпретировались с исторической и мифологической
точек зрения. Достаточно сказать, что сюжет вазы, которая могла быть преподнесена как
свадебный подарок, связан с темой любви и брака.
Точно не известно, где и когда была найдена ваза. Запись о том, что она находилась в
коллекции кардинала Дель Монте в Италии относится к 1601 г., после смерти которого
ваза была выкуплена семейством Барберини, в коллекции которых находилась в течение
следующих 150 лет. В конце концов, в 1778 г. она была куплена сэром Уильямом
Гамильтоном, британским послом при Неаполитанском дворе. Он привез ее в Англию и
менее чем через два года, в 1784 г., продал ее Маргарет, вдове герцога Портлендского. В
1786 г. ваза попадает в руки ее сына, третьего герцога Портлендского, который одолжил
ее фарфоровому мастеру Джозайе Веджвуду, который благодаря множеству копий сделал
ее знаменитой.
Ваза была сдана на хранение в Британский музей четвертым герцогом Портлендским в
1810 г., где она находилась долгое время, за исключение трех лет (1929-32 г.), когда она
была выставлена на продажу на аукционе Christie's, но продана так и не была. Только в
1945 г. ваза была куплена Британским музеем у седьмого герцога Портлендского.
Дно вазы, возможно, было разбито еще в Античности. Диск из стекла с изображением
Приама был прикреплен к дну вазы примерно в 1826 г., но, считается, что не принадлежал
ей, и демонстрировался отдельно с 1845 г.
Все подобные сосуды из художественного стекла, возможно, производились в течение
двух поколений как экспериментальные, когда техника выдувания стекла, открытая
примерно в 50 г. до н.э., только зарождалась.
Последние исследования показали, что портлендская ваза, как большинство произведений
художественного стекла, была выполнена путем нанесения слоев. На основание из
синего стекла при выдувании наносился еще один слой из белого, после чего форма
сосуда придавалась двухслойной заготовке. После охлаждения белый слой срезался при
нанесении изображения. Резка, вероятно, производилась опытным и умелым резчиком
гемм.

Литература:

  1. Burn L. 1991: The British Museum book of Gre. London.
  2. 1999:  Five thousand years of glass / Tait H. (ed.) 1, 2nd paperback edition. London.
  3. Harden D.B. 1968: The British Museum: masterpiece. London.
  4. Jenkins I. and Sloan K. 1996: Vases and Volcanoes: Sir Willis. London.
  5. Walker S. 2004: The Portland Vase. London.
  6. Painter K., Whitehouse D. 1990: The History of the Portland Vase // Journal of Glass Studies. 32. 24-84.
07.11.2010





Добавить комментарий