Кикладский арфист

Кикладская культура датируется временем ранней бронзы (III – нач. II тыс. до н.э.). Инвентарь кикладских могил, свидетельствующий о развитости заупокойного культа, является основным источником современных знаний о скульптуре и прикладном искусстве Киклад. Особенно интересна скульптура, точнее статуарная пластика, представленная т.н. кикладскими идолами. Как правило, это мраморные статуэтки высотой от 5 до 30 см. Формы переданы обобщенно. Особенно скупо представлены черты лица, которые сводятся иногда к одному носу на совершенно гладком фоне, но такой лаконизм скульптурного выражения компенсировался, вероятно, применением живописных средств (на некоторых идолах обнаружены следы краски). Иконография кикладской скульптуры включала, кроме женских, изображения мужских фигур. Иногда это музыканты, играющие на своих инструментах, вероятно в ходе траурного обряда. Одна из скульптур – «арфист» – изображает сидящего на табурете, играющего на арфе и, вероятно, поющего (судя по сильно запрокинутой голове) человека. Обратите внимание на его ассиметричность. Руки у него расположены на разной высоте, левая нога чуть вытянута. Эта разница точек зрения по сути своей – рождение кругового обхода. Когда для того, чтобы понять скульптуру, надо обойти вокруг нее – и только тогда из разницы точек зрения будет складываться верное представление о предмете.

Литература:

  1. Акимова Л.И. 2007: Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. СПб.
  2. Древнее искусство греческих островов Эгейского моря. Каталог выставки. М., 1990.
  3. Таруашвили Л.И. 2004: Искусство Древней Греции: Словарь. М.

Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

02.07.2011





Добавить комментарий