Богиня со змеями

В начале XX в. английским археологом Артуром Эвансом проводились масштабные раскопки на острове Крит. Одними из наиболее известных памятников минойского искусства, найденных Эвансом, являются фаянсовые статуэтки – так называемые «Богини со змеями». Они были обнаружены в тайнике под полом одного из дворцовых помещений, датируются приблизительно 1600 г. до н.э.

Статуэтки изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и подвержены обжигу. Они изображают женщин в широких юбках. Грудь женщин обнажена, в руках — змеи. Меньшая фигурка (высотой 29,5 см) держит змей в поднятых руках. Сверху её головного убора размещено изображение какого-то животного из семейства кошачьих. Ученые предполагают, что «богиня» изображена в тот момент, когда, потрясая змеями, она плавно исполняет ритуальный танец.

Статуэтка была обнаружена разбитой: шапка и левая рука были найдены как отдельные фрагменты. Реставрировал «Богиню» Артур Эванс. Голова и шея были воссозданы по аналогии со второй статуэткой. Принадлежность шапки именно этой статуэтке также стало результатом реконструкции, проведенной А. Эвансом.

Вторая фигурка высотой 34,2 см изображает богиню в высоком головном уборе. Одна змея оплетает её руки и спину, другая змея узлом опоясывает её талию и грудь, третья сидит на головном уборе. Эта фигурка также была частично разбита и восстановлена Эвансом по аналогии с меньшей статуэткой.

Одежда женщин соответствует изображениям придворных дам на фресках Кносского дворца. Специальным культовым одеянием являются только короткие верхние юбочки-фартуки и головные уборы. Б.Р. Виппер, сравнивая кносских богинь со статуэтками из Петсофы, отмечал более развитую трактовку одежды и её раскраски, пропорций тела, тщательную проработку отдельных элементов, более богатые контрасты моделировки, благодаря чему фигура, особенно в профиль, приобретает волнообразный силуэт.

Дискуссионным остается вопрос о предназначении статуэток «богинь». Ю.В. Андреев полагал, что данные изображения могут рассматриваться как культовые изображения. По мнению Фр. Матца, обе «богини со змеями» из Кносса были всего лишь вотивными скульптурами, изображающими облечённую жреческим саном царицу в облике богини.

Неизвестно, какое именно божество изображали эти статуэтки. Возможно, это могла быть божество плодородия, верховная Богиня-Мать, культ которой был широко распространен у древних народов.

Литература:

  1. Андреев Ю.В. 1993: В ожидании «греческого чуда» (Духовный мир микенского общества) // Вестник древней истории. 4. 14 – 33.
  2. Андреев Ю.В. 2002: От Евразии  к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб.
  3. Андреев Ю.В. 1992: «Минойский матриархат» (Социальные роли мужчины и женщины в общественной жизни минойского Крита) // ВДИ. 2, 3-14.
  4. Виппер Б.Р. 1972: Искусство Древней Греции. М.
  5. Зайцев А.И. 2005: Греческая религия и мифология. СПб.
  6. Колпинский Ю.А., Сидорова Н.А. 1970: Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.
  7. Молчанов А.А. 2000: Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н.э. (Проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М.
  8. Соколов Г.И. 1972: Эгейское искусство. М.
  9. Castleden R. 1992: The Knossos Labyrinth. L.
  10. Hutchinson R.W. 1962: Prehistoric Crete. Harmondsworth.
  11. Lydakis S. 2004: Ancient Greek Painting and Its Echoes in Later Art. Los Angeles.


Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 2.0 Generic

07.02.2011





Добавить комментарий