Камея с изображением Александра Македонского

Александр III Великий (356-323 гг. до н.э.) – царь Македонии, правивший с 336 по 323 гг. до н.э., основатель мировой державы. Александр был сыном македонского царя Филиппа II и дочери эпирского правителя Олимпиады. Он получил прекрасное образование: учителем и наставником Александра являлся выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Еще будучи наследником престола, Александр проявил свои выдающиеся полководческие способности. В возрасте 16 лет Александру на время похода Филиппа против города Византия было доверено управление государством, и правил он довольно жестко, подавив восстание фракийского племени медов. В 338 г. до н.э. Александр участвовал в битве при Херонее против греков: он возглавил решившую успех сражения кавалерийскую атаку. Победа, которую одержали македоняне в этой битве, привела к установлению гегемонии Македонии в Элладе. Унаследовав власть после гибели отца, Александр начал вести активную завоевательную политику. В 334 г. до н.э. он начал Восточный поход против Персии. В итоге Александр завоевал территорию Малой Азии, Сирию, Египет, обширные земли Восточного Ирана с городами Вавилон, Сузы и Персеполь, территорию Средней Азии. В 326 г. до н.э. он организовал поход в Индию и сумел овладеть ее северо-восточной частью (бассейн р. Инд). В 324 г. до н.э. Александр возвратился в Сузы, а затем прибыл в Вавилон, ставший столицей его огромной державы. Александр планировал новые завоевательные походы. Его ближайшей целью было покорение арабских племен Аравийского полуострова. Однако, внезапно заболев, Александр скончался в Вавилоне в 323 г. до н.э.

Александр Великий управлял огромной державой подобно восточному монарху, чья власть признавалась божественной. Начало обожествления царя было положено во время его пребывания в Египте. Египетские жрецы официально провозгласили Александра фараоном Египта и сыном бога Амона. В дальнейшем Александр поддерживал идею своего божественного происхождения. Греки отождествляли Амона с богом Зевсом, но при этом сохранили в иконографии последнего черты египетского божества: его атрибутом считались рога овна. Именно с такой символикой нередко изображали Александра, уподобляя его сыну бога (на Востоке он остался в истории как Александр Двурогий — Искандер Зулькарнайн). Представленная камея является примером подобного портрета царя. Обожествление правителя значительно укрепило его власть, придав ей священный, сакральный характер.

Литература:

  1. Шахермайр Ф. 1986: Александр Македонский. М.
  2. Шифман И.Ш. 2007: Александр Македонский. СПб.
  3. Фор П. 2006: Александр Македонский. М.
  4. Фуллер Дж.Ф.Ч. 2006: Военное искусство Александра Великого. Смоленск.

Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

31.01.2011





Добавить комментарий