Римский надгробный камень неизвестной женщины. I-II вв. н.э

Часть мраморной надгробной стелы из пентелийского мелкозернистого мрамора. Выполнена стела в виде «наискоса», маленького греческого храма с колоннами и фронтоном. Стелы-наискос стремились показать фигуру, стоящую или сидящую, вписанной в рамки архитектурного сооружения. Специально создавалось впечатление, что фигура стремится как бы выйти за пределы ограниченного колоннами пространства. Имя женщины утеряно, поскольку, видимо, было традиционно написано на несохранившемся архитраве. Можно также предположить, что изображенная здесь женщина была благородного происхождения или происходила из богатой семьи – надгробие сделано из дорогостоящего материала. Мастерство исполнения оставляет двойственное впечатление: явно выраженные индивидуальные черты лица, что обычно свойственно римской скульптуре, входят в противоречие с несоразмерностью крупных рук. Само лицо выразительно, взгляд у женщины прямой, она слегка улыбается. Женщина изображена в так называемой позе Пудиции. Пудиция (PVDICITIA) – персонификация стыдливости и целомудрия. Встречается главным образом на монетах супруг римских императоров в виде женской фигуры в длинной одежде, закрывающей лицо покрывалом. Данная поза известна с эллинистических времен, на римских надгробных стелах встречается с I в. до н.э. Фигура на этом надгробном камне изображена с непокрытой головой, левая рука свисает вдоль тела, правой женщина придерживает край одежд. Она была скопирована с распространенного греческого типа женской задрапированной статуи IV века до н.э., лучшими образцами которой служат прекрасные статуи из Геркуланума, хранящиеся в дрезденском Альбертинуме.

Литература:

  1. Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А.  1975: Римский скульптурный портрет. М.
  2. Сергеенко М.Е. 2002: Жизнь древнего Рима. Очерки быта. СПб.
  3. 1998: Greek and Roman art. Cambridge.

Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

04.10.2010





Добавить комментарий