Император Галлиен

Время правления императора Галлиена (253-268) было одним из сложнейших периодов в истории Римской империи. Отец Галлиена, Валериан, взял сына в соправители в 253 году, дав ему титул цезаря, а чуть позже и августа,  и отправив защищать западные провинции Империи. Желая упрочить династию, императоры сделали цезарем сначала одного сына Галлиена – Валериана Младшего, а после его скорой смерти второго – Салонина, который, однако, тоже вскоре погиб. Римскую империю со всех концов атаковали варвары, но Галлиену удавалось все же сдерживать их . Однако в 260 году Валериан, отправившийся в экспедицию против государства Сасанидов, был наголову разбит и попал в плен к персам. Галлиен остался единственным законным императором, и в дополнение к многочисленным внешним врагам ему пришлось бороться с бесчисленными узурпаторами, появлявшимися в различных концах огромной империи. Хотя определенные успехи были у Галлиена и в борьбе с узурпаторами, однако ему пришлось фактически признать независимость как восточных провинций, где возникло Пальмирское царство, так и западных, из которых образовалась так называемая Галльская империя. В 268 году Галлиен погиб, осаждая Медиоланум (совр. Милан), где укрылся очередной узурпатор, Авреол. Император был убит своими же офицерами, устроившими заговор.

В римских исторических сочинениях закрепился крайне нелицеприятный образ Галлиена. Он изображался как человек беспутный и не заботящийся  о государственных делах, и впоследствии воспринимался римлянами как один из худших императоров. Однако подобный образ Галлиена очевидно несправедлив и был создан римскими сенаторами, с которыми император конфликтовал. Галлиен был довольно искусным полководцем, не раз одерживавшем победы, но при этом не был грубым солдатом, как многие другие императоры III века. Он увлекался греческой культурой, искусством, поддерживал дружбу с величайшим философом поздней античности Плотином, отличался тонким чувством юмора.

Неординарность личности Галлиена подчеркивают и его сохранившиеся портреты. Они значительно отличаются от портретов других императоров той эпохи и ближе, скорее, к портретам II века, времени Антонинов, которые в III веке уже считались классическими. Задумчивый взгляд, небольшой наклон головы, общая мягкость черт создают выразительный портрет императора, отражая его интеллектуальные и духовные достоинства. Несоответствие личных достоинств императора и общей катастрофической ситуации в Империи, из которой он так и не смог найти выход, делают Галлиена одной из наиболее трагичных фигур среди римских императоров.

Литература:

  1. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. 1975: Римский скульптурный портрет. М.
  2. Сергеев И.П. 1999: Римская Империя в III веке нашей эры. Проблемы социально-политической истории. Харьков.
  3. Циркин Ю.Б. 2009: Галлиен и сенат // Проблемы истории, филологии, культуры. 1 (23), 53-70.
  4. Blois, L. de 1976: The policy of the emperor Gallienus. Brill, Leiden.
  5. Bray, J. 1997: Gallienus : A Study in Reformist and Sexual Politics. Kent Town.

Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

20.01.2011





Добавить комментарий