Афинская тетрадрахмаПервые монеты появились, по всей видимости, в малоазийском государстве Лидии в VII в. до н.э. Их создавали из электра – сплава серебра и золота. Несколькими десятилетиями позже монеты начали чеканить в греческом полисе Эгине. Они существенно отличались на вид от лидийских и изготовлялись из серебра. Из Лидии и Эгины монеты очень быстро распространились по всей Греции и в ее колониях. Монеты эгинской системы широко использовались в греческом мире, однако в классический период в связи с возрастанием могущества Афин пальма первенства переходит к аттической монетной системе. Самой распространенной афинской монетой являлась появившаяся в VI в. до н. э. серебряная тетрадрахма («четыре драхмы»), вес которой составлял 17,4 г. На аверсе этой монеты изображалась голова богини Афины в ионийском шлеме, а на реверсе – сова. Эта птица являлась символом мудрости и одним из атрибутов Афины, которая еще в гомеровские времена наделялась эпитетом «совоокая». Из-за изображения богини Афины монеты иногда называли «девушками». Но большее распространение получило другое название афинской тетрадрахмы – «совы» – из-за изображения этой птицы на реверсе. Сова была не только «спутницей» Афины, но и символом Лаврийских серебряных рудников на юге Аттики, где гнездились эти птицы. Из комедии Аристофана известно остроумное выражение о лаврийских совах, которые вьют гнезда в кошельках и выводят там маленькие монетки. Изображение совы лишний раз напоминало человеку, держащему в руках афинскую монету, что она изготовлена из высококачественного, ценившегося во всей Элладе лаврийского серебра. Сложившийся еще на заре становления афинской демократии канон чеканки афинской «совы» не менялся на протяжении классической и ранней эллинистической эпох. Это была парадоксальная для Греции ситуация: монеты для греческих полисов были не только средством платежа и атрибутом полисной независимости, но и произведением искусства. Изготовители штемпелей для чеканки монет стремились превзойти друг друга в своем мастерстве. Монеты многих полисов являлись настоящими художественными памятниками. На этом фоне в Афинах на протяжении длительного времени сохранялось довольно архаичное и устаревшее в техническом отношении оформление монеты. Такое сознательное ограничение в области искусства чеканки монет, по мнению современных исследователей, являлось одним из проявлений консерватизма афинской демократии. Сохранение «совы» как одного из символов города и демократического строя в неизменном виде являлось для афинян своеобразным символом стабильности государства. Литература:
Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 17.01.2011 |
||
©ЦЕНТР АНТИКОВЕДЕНИЯ ЯрГУ (2006-2018)
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АНТИКОВЕДОВ
ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ САЙТ СОЗДАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (РФФИ), ПРОЕКТ 10-06-00140-а |