Афинская тетрадрахма

Первые монеты появились, по всей видимости, в малоазийском государстве Лидии в VII в. до н.э. Их создавали из электра – сплава серебра и золота. Несколькими десятилетиями позже монеты начали чеканить в греческом полисе Эгине. Они существенно отличались на вид от лидийских и изготовлялись из серебра. Из Лидии и Эгины монеты очень быстро распространились по всей Греции и в ее колониях.

Монеты эгинской системы широко использовались в греческом мире, однако в классический период в связи с возрастанием могущества Афин пальма первенства переходит к аттической монетной системе. Самой распространенной афинской монетой являлась появившаяся в VI  в. до н. э. серебряная тетрадрахма («четыре драхмы»), вес которой составлял 17,4 г.

На аверсе этой монеты изображалась голова богини Афины в ионийском шлеме, а на реверсе – сова. Эта птица являлась символом мудрости и одним из атрибутов Афины, которая еще в гомеровские времена наделялась эпитетом «совоокая». Из-за изображения богини Афины монеты иногда называли «девушками». Но большее распространение получило другое название афинской тетрадрахмы – «совы» – из-за изображения этой птицы на реверсе. Сова была не только «спутницей» Афины, но и символом Лаврийских серебряных рудников на юге Аттики, где гнездились эти птицы. Из комедии Аристофана известно остроумное выражение о лаврийских совах, которые вьют гнезда в кошельках и выводят там маленькие монетки. Изображение совы лишний раз напоминало человеку, держащему в руках афинскую монету, что она изготовлена из высококачественного, ценившегося во всей Элладе лаврийского серебра.

Сложившийся еще на заре становления афинской демократии канон чеканки афинской «совы» не менялся на протяжении классической и ранней эллинистической эпох. Это была парадоксальная для Греции ситуация: монеты для греческих полисов были не только средством платежа и атрибутом полисной независимости, но и произведением искусства. Изготовители штемпелей для чеканки монет стремились превзойти друг друга в своем мастерстве. Монеты многих полисов являлись настоящими художественными памятниками. На этом фоне в Афинах на протяжении длительного времени сохранялось довольно архаичное и устаревшее в техническом отношении оформление монеты. Такое сознательное ограничение в области искусства чеканки монет, по мнению современных исследователей, являлось одним из проявлений консерватизма афинской демократии. Сохранение «совы» как одного из символов города и демократического строя в неизменном виде являлось для афинян своеобразным символом стабильности государства.

Литература:

  1. Зограф. 1951: Античные монеты. М.
  2. Казаманова Л.Н. 1969: Введение в античную нумизматику. М.
  3. Суриков И.Е. 2007:  Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М.
  4. Федоров-Давыдов Г. А. 1963: Монеты рассказывают. М.
  5. Kraay C.M. 1956: The Archaic Owls of Athens: Classification and Chronology // Numismatic Chronicle. 16.  43-68.
  6. Raven E.J.P. 1968:  Problems of the Earliest Owls of Athens // Essays in Greek Coinage Presented to S. Robinson. Oxford. 40-58.

Первоначальное изображение с сайта commons.wikimedia.org

Распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

17.01.2011





Добавить комментарий