Шмелева Л.М. (Казань) Формирование фециального права в древнейшем Риме (VIII–VI вв. до н.э.)


Л.М. Шмелева *

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА В ДРЕВНЕЙШЕМ РИМЕ (VIII–VI вв. до н.э.)

SUMMARY

Международные отношения и дипломатия в архаическом Риме регулировало право фециалов (Serv. Ad Aen. XII. 120, I. 62, VIII. 641; Varro. LL. V.86). Оно включало в себя церемонии объявления войны и заключения мира, а также определяло порядок выдачи римских граждан противнику.

Коллегия фециалов возникает в Риме очень рано, однако фециальное право формировалось в течение длительного времени. Источником этого права послужили италийские правовые традиции и институты.

Существует целый ряд источников, на основании в которых можно проследить процесс формирования фециального права. Подробно функции фециалов описаны у Дионисия Галикарнасского (Ant. Rom. II. 72. 6). Формулы заключения мира и объявления войны приводит Тит Ливий (Liv. I. 24, 32). О фециалах также писал Цицерон (Cic. Resp.; Leg.; Off.). Некоторые сведения содержатся у Варрона, Сервия, Вергилия (Serv. Ad Aen. I. 62; VIII. 641; XII. 120; Varro LL. V. 86). В Законах XII таблиц, в институциях и Дигестах также отражены некоторые, более поздние, нормы фециального права. Однако информация, представленная в источниках, фрагментарна.

Наиболее подробно функции фециалов были исследованы П. Каталано1. Отдельным аспектам деятельности коллегии и проблемам фециального права посвящены работы С. Браслофа, Ф. Мартино, Б. Парадиси, Р. Пенелла и других2. В отечественном антиковедении этой проблемой занималась Н.Г. Майорова. В ее работах подробно освещены проблемы происхождения и функционирования коллегии фециалов, а также некоторые вопросы фециального права3. О фециалах писали ученые, занимавшиеся проблемами развития раннего Рима4, международными отношениями в Западном5 и Восточном Средиземноморье6. Однако в отечественном антиковедении проблема не получила полного освещения. Так, почти не изученной остается проблема реконструкции фециального права и его отдельных норм.

Фециальное право определяло религиозное освящение международных актов. Поэтому фециалы появились у италийских народов достаточно рано. Ius fetiale представляет собой совокупность норм, которыми должны были руководствоваться фециалы в отношениях Рима с другими государствами7. Для понимания процесса формирования фециального права необходимо определить его место в общей системе римского права.

Как известно, римляне делили право на fas (божественное право) и ius (человеческое право). Цицерон лишь однажды употребляет термин religio fetiale (Cic. Resp. II. 17. 31), предпочитая писать о ius fetiale (Cic. Off. III. 29. 7; I. 11. 36). Ливий применительно к фециалам также употребляет термин ius (Liv. I. 32. 5). Отсюда можно заключить, что фециалы имели в своем ведении ius – человеческое право8.

Ius делилось у римлян на публичное и частное право. Под публичным правом первоначально римляне понимали все установления государства; в республиканский период «под ним подразумевалось всякое право, относящееся к делам государства» (государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культовое и международное). В то время, как к сфере частного права относилось «всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц»9. Применительно к фециальному праву нас интересует ius gentium (право народов), ius legationis (право послов), ius belli (право войны).

В целом право народов присуще всем народам человечества (Iust. I. 1. 1. 9; I. 4), то есть в него входят нормы общие для всех народов. В Дигестах указывается, что именно ius gentium введена война, разделение народов и т.п. (Iust. I. 5). Тулл Гостилий и Анк Марций распространили установления Нумы на военные церемонии (bellicae caerimoniae – Liv. I. 32. 5). Цицерон свидетельствует, что фециальным уставом было подкреплено право (ius), по которому возвещались войны (Cic. Resp. II. 17. 31). Кроме того, к ius gentium относится и «совокупность юридических правил взаимоотношений Рима с остальными государствами» (foedus, ius belli, ius legationis, ius fetiale). М. Бартошек полагал, что указанные функции входили в понятие публичного права, а значит, право фециалов также относилось к публичному, а не частному праву (к частному праву его относит Н.Г. Майорова). Также следует отметить, что в первоначальном римском праве деления на частное и публичное не имело существенного значения. Это противопоставление стало важным лишь для позднеклассической науки10.

Ius legationis определяло положение послов, как римских на чужой территории, так и чужеземных – на римской. Норма, связанная с ius gentium и ius legationis, была использована лавинийцами при убийстве Тита Тация, соправителя Ромула. Родственники Тита Тация оскорбили лавинийских послов, но Лавинию они не были выданы царями. Таким образом, была нарушена неприкосновенность послов. Когда Тит Таций прибыл в Лавиний для жертвоприношения, лавинийцы его убили. В этом случае они действовали по праву народов. Договор между двумя общинами был заключен заново, «чтобы оскорбление послов и убийство царя не остались без искупления» (Liv. I. 14. 1-3).

Таким образом, в любой части римского права, связанной с международными отношениями, присутствовали нормы частного и публичного права. А право фециалов относилось к публичному праву, так как было направлено на регулирование отношений между общинами. Чтобы понять, как те или иные нормы права попали в ius fetiale, необходимо рассмотреть функции коллегии фециалов.

Коллегия фециалов появилась при Нуме, который седьмую часть своего законодательства посвятил ей (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 1; Plut. Numa. 12; Cam. 18)11. Фециалы обязаны были присутствовать при заключении договоров, могли входить в состав посольства. В их обязанности входило выполнение ритуалов, освящавших международные отношения12.

Цицерон пишет: «Он (Тулл Гостилий – Л.Ш.) установил правила для объявления войн; эти правила, весьма справедливо придуманные им, он подтвердил фециальным уставом, согласно которому всякая война, которая не была возвещена и объявлена, признавалась несправедливой и нечестивой» (Cic. Resp. II. 31; Пер. В.О. Горенштейна). С этим перекликается и понятие законной, дозволенной войны (Cic. Resp. III; Leg. II. 34).

Цицерон отмечает: «Послами для заключения мирных договоров, для обсуждения дел войны и перемирия да будут фециалы; карателями да не будут они, да выносят они решения насчет войны» (Cic. Leg. II. 21; Пер. В.О. Горенштейна). И далее: «Мы установили законом, что тогда, когда войну начинают, когда ее ведут и когда ее прекращают, наибольшее значение должны иметь право и верность своему слову, и что должны быть истолкователи этого права и верности, назначенные государством» (Cic. Leg. II. 34; Пер. В.О. Горенштейна).

У Варрона деятельность фециалов связывается с понятием верности (fides) (LL. V. 86): «Fetiales, quod fidei publicae inter populos praeerant: nam per hos fiebat ut iustum conciperetur bellum, et inde desitum, ut foedere fides pacis constitueretur. Ex his mittebantur, ante quam conciperetur, qui res repeterent, et per hos etiam nunc fit foedus, quod fidus Ennius scribit dictum».

Дионисий Галикарнасский пишет, что «Нума был первым царем, установившем у римлян эту священную магистратуру (коллегию фециалов – Л.Ш.)» (Ant. Rom. II. 72. 1). Греческий автор указывает на то, что уже в его время невозможно было установить, у кого была заимствована эта магистратура, «но следует подчеркнуть только одно, что до правления Нумы у римлян не было еще коллегии фециалов» (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 2). Дионисий также перечисляет функции фециалов: «им надлежало следить, чтобы римляне не начинали никакой несправедливой войны», требовать удовлетворения у стороны, нарушившей договор (Ant. Rom. II. 72. 4; Пер. И.Л. Маяк), выдавать нарушителей договоров, «в их ведении также судить проступки в отношении послов и охранять святость договоров, а также заключать мир», при этом Дионисий оговаривает, что фециалы могли не признать заключенного военачальниками мира или перемирия (Ant. Rom. II. 72. 5; Пер. И.Л. Маяк).

По одной из версий, римляне заимствовали право фециалов у народа фалисков (Serv. Ad Aen. VII. 695), известных своей справедливостью в трактовке международных договоров, в актах заключения мира и войны. Именно поэтому впоследствии фециалы сыграли значительную роль в развитии международного римского права (ius gentium). В 451 г. до н.э. децемвиры снова обратились к международному праву фалисков при составлении Законов XII таблиц: «(Вергилий) называет фалисков справедливыми, ибо римский народ, когда были введены децемвиры, именно от фалисков перенял право фециалов, а также внес некоторые добавления к XII таблицам, полученным от афинян» (Serv. Ad Aen. VII. 695).

Первоначально функции фециалов принадлежали царю. Однако уже при Нуме понадобилось свидетельство фециалов, а не только царя, при заключении договора от имени всей римской общины. В то же время царь продолжал принимать участие в обрядах фециалов. Римляне учредили коллегию, поскольку стремились к тому, чтобы на международной арене от имени их общины выступало не конкретное лицо, а абстрактный представитель общины. Н.Г. Майорова объясняет возникновение коллегии фециалов тем, «что именно в это время Рим окончательно перестал ощущать свое единство с остальными латинами»13. Л.Л. Кофанов и А.М. Сморчков связывают учреждение фециалов с политогенезом в раннем Риме и усложнением контактов с внешним миром общины14.

Фециалы являлись символом не только территории Рима, но и римской общины. Об этом свидетельствует то, что в клятве, которая произносилась при требовании удовлетворения и возвещения войны, фециал заявлял, что в случае, если претензии несправедливы, он готов к тому, чтобы лишиться принадлежности к своему отечеству (Liv. I. 32. 7), то есть настолько отождествлял себя с общиной, что для него было в порядке вещей принять на себя наказание за несправедливые требования, вестником которых он являлся.

Ливий приводит подробное описание действий фециалов при заключении мирного договора с альбанцами: «Фециал воззвал к царю Туллу: «Велишь ли мне, царь, заключить договор с pater patratus народа альбанского?» Царь повелел, тогда фециал сказал: «Прошу у тебя, царь, потребное для освящения». Тот в ответ: «Возьми чистой травы». Фециал принес из крепости вырванной с корнем чистой травы. После этого он воззвал к царю так: «Царь, назначаешь ли ты меня с моею утварью и сотоварищами царским вестником римского народа квиритов?» Царь ответил: «Когда то не во вред мне и римскому народу квиритов, назначаю». Фециалом был Марк Валерий, pater patratus он назначил Спурия Фузия, коснувшись ветвью его головы и волос. Pater patratus назначается для принесения присяги, то есть для освящения договора: он произносит многочисленные слова длинного заклятия, которое не стоит здесь приводить. Потом, по оглашении условий, он говорит: «Внемли, Юпитер, внемли, pater patratus народа альбанского, внемли, народ альбанский. От этих условий, в том виде, как они всенародно от начала и до конца оглашены по этим навощенным табличкам без злого умысла и как они здесь в сей день поняты вполне правильно, от них римский народ не отступится первым. А если отступится первым по общему решению и со злым умыслом, тогда ты, Юпитер, порази народ римский так, как в сей день здесь я поражаю этого кабанчика, и настолько сильней порази, насколько больше твоя мощь и могущество». Сказав это, он убил кабанчика кременным ножом. Точно так же и альбанцы через своего диктатора и своих жрецов произнесли свои заклятья и клятву» (Liv. I. 24; Пер. В.М. Смирина).

При Тулле Гостилии возникла необходимость подтверждать определенным способом договоры между общинами. Это стало первой обязанностью коллегии фециалов. При Анке Марции в их введение перешел и ритуал объявления войны (Liv. I. 24), хотя применительно к правлению Тулла Ливий передает, что войну альбанцам объявил сам царь (Liv. I. 22).

Ливий также приводит и обряд объявления войны, который был установлен во время правления Анка Марция, «чтобы войны не только велись, но и объявлялись по определенному порядку» (Liv. I. 32). Сначала фециал, в качестве посла, отправлялся требовать удовлетворения претензий. Если он его не получал, то через 33 дня посол возвращался в Рим, где на заседании сената решался вопрос об объявлении войны. После чего «фециал приносил к границам противника копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом и в присутствии не менее чем трех взрослых свидетелей говорил «Так как народы старых латинов и каждый из старых латинов провинились и погрешили против римского народа квиритов, так как римский народ квиритов определил быть войне со старыми латинами и сенат римского народа квиритов рассудил, согласился и одобрил, чтобы со старыми латинами была война, того ради я и римский народ народам старых латинов и каждому из старых латинов объявляю и приношу войну». Произнеся это, он бросал копье в пределы противника» (Liv. I. 32. 5-14; Пер. В.М. Смирина).

Этот обряд находился в ведении главы общины. Но на этапе предъявления претензий глава общины не участвовал, эту обязанность с самого начала исполняли послы – legati (Liv. I. 14. 1; 22. 14). Данное обстоятельство может быть связано с представлениями о главе общины как гаранте ее стабильности, в том числе, и на международной арене. Для того же, чтобы действия общины на международной арене не ассоциировались с ее главой, было необходимо правильно заключать договоры и правильно наказывать за их нарушение. Причем, наказывать должен был не глава общины, а другое лицо, которое воплощало общину в целом. Эти функции и исполняли фециалы, владевшие знанием необходимых формул и ритуалов.

В качестве судей фециалы разрешали споры и тяжбы, когда к ним обращались отдельные лица. Кроме того, именно фециалы решали вопрос о выдаче другой общине лица, нарушившего договор, оскорбившего иностранного посла и совершившего другие преступления, касавшиеся международного права (преступления, совершаемые римскими послами, заключение мирного трактата с неприятелем в условиях, оскорбляющих честь и достоинство римского народа и вопреки его интересам). Фециалы могли также требовать от другой общины выдать им виновного в подобных преступлениях. Ливий описывает акт выдачи самнитам консула Постумия, заключившего невыгодный римлянам мир после поражения при Кавдинском ущелье (Liv. IХ. 10). Речь шла о выдаче римского гражданина противнику, чтобы снять вину с государства в целом (Liv. IХ. 9. 3).

В ранний период выдача и наказание виновных не осуществлялись фециалами, по крайней мере, источники ничего об этом не сообщают. Например, когда к Ромулу пришли послы от лаврентов, он решил не выдавать им Тация и не потребовал потом виновного в его смерти (Liv. I. 14. 1-3). Тулл Гостилий Меттия Фуфетия, нарушившего договор с римлянами, предал смерти самолично, без обращения к фециалам, хотя в это время они уже были, и договор заключался именно через их посредство (Liv. I. 28. 8-9). Попликола также сам возвращает обратно Порсене бежавших от того девушек-заложниц (Plut. Popl. 19). Фециалы упоминаются при описании подобных случаев, относящихся уже к более позднему времени.

Необходимо отметить, что коллегия фециалов существовала у италийских народов с глубокой древности. На это указывает сообщение Ливия о заимствовании этой коллегии у племени эквикулов (Liv. I. 32. 5), заключение договора с Альбой Лонгой при Тулле Гостилии (Liv. I. 24. 4-9), использование при проводимых фециалами ритуалах кремневого ножа, а также обозначение фециала, участвовавшего в церемонии заключения договора, термином pater patratus. Следует согласиться с мнением Н.Г. Майоровой, что институт фециалов «появляется в той или иной общине только тогда, когда она отделялась от прочих и начинала действовать как самостоятельный субъект на международной арене»15. Видимо, основной функцией фециалов «была санкция договоров Рима с другими общинами и их хранение. Все остальные обязанности связаны с ней и появились в ведении фециалов вслед за ней. На территории Рима этот институт проявляется уже в царское время в виде группы людей, специально учрежденной правителем, чтобы передать им одну из самых важных для Рима сфер, а именно хранение стабильного состояния Рима среди других общин»16.

Таким образом, первоначально, в VIII-VI вв. до н.э., право фециалов включало обряды объявления войны и заключения мира. Позднее в него были добавлены нормы, регулировавшие положение послов и статус чужеземцев.


К началу статьи

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

* Шмелева Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета.


К началу статьи

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Catalano P. Linee del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965.

2 Fiore P. Trattato di diritto internazionale pubblico. Torino, 1879; Brassloff S. Der romische Staat in seinen internetionalen Beziehnungen. Wien, 1928; De Martino F. Storia della costituzione romana. Vol. II. Napoli, 1960; Paradisi B. Due aspetti fondamentali nella formazione del diritto internazionale antico // Annali di storia del diritto. 1957. № 1. P. 169-259; Bierzanek R. Sur les origins du droit de la guerre et de la paix // RHDFE. 1960. № 38. P. 83-123; Voigt M. De fetialibus populi Romani. Lipsiae, 1852; Seckel E. Über Krieg und Recht in Rom. Berlin, 1915; Imbert J. Pax Romana // Recueils de la Societe J. Bodin. Bruxelles, 1962; Frezza P. Le Forme federative e la struttura dei rapporti internazionali nell’antico diritto romano // SDHI. 1938. № 4. P. 363-428; Penella R.J. War, Peace and the Ius Fetiale in Livy I // Classical Philology. 1987. Vol. 82. P. 233-237.

3 Майорова Н.Г. Институт фециалов в раннем Риме // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1998. № 3. С. 78-81; она же. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. C. 58-71; она же. Коллегия фециалов // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001. С. 142-179.

4 См., напр.: Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983.

5 Александренко В.Н. Международное право Рима // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1999. № 4. С. 206-219; Садыков М.Ш. Дипломатические взаимоотношения государств Западного Среди-земноморья в 323-264 гг. до н.э. Дисс. … канд. ист. наук. Казань, 1998.

6 Напр.:Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 – 146 годах до н.э. М., 1993.

7 Бартошек М. Римское право: (понятия, термины, определения). М., 1989. С. 164.

8 Майорова Н.Г. Коллегия фециалов… С. 164.

9 Бартошек М. Указ. соч. С. 166.

10 Там же.

11 Ливий упоминает фециалов в связи с правлением Тулла Гостилия и Анка Марция (Liv. I. 24. 4; I. 32. 5), а также пишет, что ius fetiale «Анк позаимствовал у древнего племени эквиколов» (Liv. I. 32. 5). Ко времени правления Тулла Гостилия относит появление этой коллегии Цицерон (Cic. Resp. II. 31), к царствованию Анка Марция – Аврелий Виктор (Aur. Vict. Vir. Ill. V. 4).

12 Вильямс С. Римское государственное право. Вып. 2. Киев, 1890. С. 426-427.

13 Майорова Н.Г. Римские фециалы... С. 58.

14 Кофанов Л.Л., Сморчков А.М. Коллегия весталок // Жреческие коллегии... С. 288.

15 Майорова Н.Г. Институт фециалов… С. 80.

16 Она же. Коллегия фециалов... С. 161.


К началу статьи

БИБЛИОГРАФИЯ

Александренко В.Н. Международное право Рима // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1999. № 4. С. 206-219.
Бартошек М. Римское право: (понятия, термины, определения). М., 1989.
Вильямс С. Римское государственное право. Вып. 2. Киев, 1890.
Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 – 146 годах до н.э. М., 1993.
Кофанов Л.Л., Сморчков А.М. Коллегия весталок // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М.: Наука, 2001. С. 287-298.
Майорова Н.Г. Институт фециалов в раннем Риме // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1998. № 3. С. 78-81.
Майорова Н.Г. Коллегия фециалов // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001. С. 142-179.
Майорова Н.Г. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. C. 58-71.
Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983.
Садыков М.Ш. Дипломатические взаимоотношения государств Западного Среди-земноморья в 323-264 гг. до н.э. Дисс. … канд. ист. наук. Казань, 1998.
Bierzanek R. Sur les origins du droit de la guerre et de la paix // RHDFE. 1960. № 38. P. 83-123.
Brassloff S. Der romische Staat in seinen internetionalen Beziehnungen. Wien, 1928.
Catalano P. Linee del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965.
De Martino F. Storia della costituzione romana. Vol. II. Napoli, 1960.
Fiore P. Trattato di diritto internazionale pubblico. Torino, 1879.
Frezza P. Le Forme federative e la struttura dei rapporti internazionali nell’antico diritto romano // SDHI. 1938. № 4. P. 363-428.
Imbert J. Pax Romana // Recueils de la Societe J. Bodin. Bruxelles, 1962.
Paradisi B. Due aspetti fondamentali nella formazione del diritto internazionale antico // Annali di storia del diritto. 1957. № 1. P. 169-259.
Penella R.J. War, Peace and the Ius Fetiale in Livy I // Classical Philology. 1987. Vol. 82. P. 233-237.
Seckel E. Über Krieg und Recht in Rom. Berlin, 1915.
Voigt M. De fetialibus populi Romani. Lipsiae, 1852.


К началу статьи

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

RHDFE – Revue historique de droit français et étranger
SDHI – Studia et Documenta Historiae et Iuris


Back to the beginning

SUMMARY

L.M. Shmeleva

THE FORMATION OF THE IUS FETIALE IN THE ANCIENT ROME (8th-6th CENTURIES B.C.)

The paper studies the formation of the ius fetiale in Early Rome. The law of the fetiales was borrowed by the Romans from Italian peoples at the stage of formation of the state, and initially in 8th-6th centuries B.C. it included the ceremonies of declaration of war and conclusion of a treaty.



Комментарии

Анна Николаевна Жаровская, к.и.н. (Ярославль) 27.03.12, 13:44

Уважаемая, Людмила Михайловна! В своем докладе Вы отмечаете: «Коллегия фециалов возникает в Риме очень рано, однако фециальное право формировалось в течение длительного времени». Не могли бы Вы пояснить, в какой период, на Ваш взгляд, окончательно сформировалось фециальное право, и что может указывать на завершенность или незавершенность его формирования.

Также из текста Вашего доклада не совсем ясно, когда, по Вашему мнению, была учреждена коллегия фециалов. Так, с одной стороны, Вы приводите свидетельство Дионисия Галикарнасского: «Нума был первым царем, установившем у римлян эту священную магистратуру (коллегию фециалов – Л.Ш.)». С другой стороны, отмечаете, что «При Тулле Гостилии возникла необходимость подтверждать определенным способом договоры между общинами. Это стало первой обязанностью коллегии фециалов». Но не следует ли отсюда, что коллегия фециалов, возникнув при Нуме, конкретные обязанности получила только при Тулле Гостилии? Как бы Вы объяснили противоречия между этими и другими показаниями источников по вопросу о времени возникновения коллегии?

Спасибо.

    Людмила Михайловна Шмелева, к.и.н. (Казань) 29.03.12, 00:38

    Имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют сделать однозначного вывода о времени возникновения коллегии фециалов. Дионисий Галикарнасский и Плутарх относят появление этой коллегии к правлению Нумы Помпилия (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 1; Plut. Numa. 12; Cam. 18), а Ливий – к правлению Тулла Гостилия (Liv. I. 24. 4) и Анка Марция (Liv. I. 32. 5), причем рассказывая о правлении Анка Марция, Ливий замечает, что тот заимствовал «право, каким ныне пользуются фециалы, требуя удовлетворения» (Liv. I. 32. 5). Дионисий указывает на то, что уже в его время невозможно было установить, у кого была заимствована эта магистратура, «но следует подчеркнуть только одно, что до правления Нумы у римлян не было еще коллегии фециалов» (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 2).

    Анализ письменной традиции показывает, что римляне заключали договоры и ранее учреждения данной коллегии при Ромуле, и у Ливия эти договоры именуются foedus (в царствование Ромула был возобновлен договор с Лавинием, этот договор Ливий называет foedus; Liv. I. 14. 3.), такой же термин он использует для обозначения всех договоров, заключенных с участием фециалов (см. договор с альбанцами, заключенный с участием фециалов: Liv. I. 24. 4).

    Можно предположить, что фециалы были в Риме уже при Ромуле, так как Ливий в своем сочинении нигде специально не останавливается на разъяснении происхождения фециалов (Майорова Н.Г. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. Вып. 15. Сер. III. СПб., 2000. С. 53; Маяк И.Л. Рим первых царей. М., 1983. С. 248). Функции фециалов принадлежали царю и постепенно передавались должностным лицам, которые представляли всю общину. Этим и объясняется то, что при Ромуле мог быть заключен foedus, так как его заключал царь (Майорова Н.Г. Римские фециалы... С. 55).

    В тоже время уже при Тулле Гостили возникла необходимость подтверждать определенным способом договоры между общинами. Это и стало первой обязанностью коллегии фециалов.

    При Анке Марции в их введение перешел и ритуал объявления войны (Liv. I. 24), хотя применительно к правлению Тулла, Ливий передает, что войну альбанцам объявил сам царь (Liv. I. 22).

    В то же время, царь продолжает принимать участие в обрядах фециалов. Потребность в учреждении коллегии фециалов возникла в связи с желанием римлян, чтобы на международной арене их общину представляло не конкретное лицо, а абстрактный представитель общины. Фециалы являлись символом не только территории Рима, но и символом всей римской общины. Н.Г. Майорова считает, что это произошло в силу того, «что именно в это время Рим окончательно перестал ощущать свое единство с остальными латинами» (Майорова Н.Г. Римские фециалыю... С. 58). Учреждение этой коллегии Л.Л. Кофанов и А.М. Сморчков связывают с политогенезом в раннем Риме и усложнением контактов с внешним миром общины (Жреческие коллегии в Ранеем Риме. М., 2001. С. 288).

    В целом источники позволяют сделать вывод, что институт фециалов существовал с момента возникновения Рима, но различные функции перешли к фециалам в разное время: при Тулле Гостили – обряд заключения договоров, при Анке Марции – обряд объявления войны.

    В дальнейшем функции коллегии были несколько расширены. Дионисий пишет: «им надлежало следить, чтобы римляне не начинали никакой несправедливой войны», требовать удовлетворения у стороны, нарушившей договор (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 4), выдавать нарушителей договоров, «в их ведении также судить проступки в отношении послов и охранять святость договоров, а также заключать мир». При этом Дионисий оговаривает, что фециалы могли не признать заключенного военачальниками мира или перемирия (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 5). Выдача нарушителя договора, судебные функции, связанные с нарушением договоров и поступками в отношении послов, появились в ведении коллегии только при Республике. В ранний период истории Рима эти функции также принадлежали царю, что можно проиллюстрировать следующими примерами: Ромул решал, выдавать ли своего соправителя Тита Тация Лавренту, и не потребовал потом виновного в его смерти (Liv. I. 14. 1-3); Тулл Гостилий самолично предает мучительной смерти нарушившего договор Меттия Фуфетия (Liv. I. 28. 8-9). В самом начале Республики Попликола также сам возвращает обратно Порсене бежавших от того девушек-заложниц (Plut. Popl. 19). При этом фециалы ни в одном из указанных случаев не фигурируют.

    Фециалы появляются, когда Квинт Фабий Амбуст нарушил полномочия посла и убил галла, тем самым начав войну без ее объявления, что было прерогативой фециалов (Plut. Cam. 17). Тогда именно фециалы советовали выдать виновного (Plut. Cam. 19).

    Фециалы участвуют в выдаче консулов, заключивших неправильный договор с самнитами после поражения при Кавдии в 321 г. до н.э., с тем, чтобы разорвать этот договор (Liv. IХ. 4. 2-11, 13). Консулы не имели права заключать этот договор без санкции сената и народного собрания, а фециалы не присутствовали при его заключении, подводя этот договор под санкцию божества (Liv. IХ. 52. 5-6). Тем более возникла возможность и договором (foedus) Кавдинского соглашения не признавать, а назвать sponsio, поскольку оно было заключено без участия фециалов, и не соблюдать. Ливий также описывает акт выдачи самнитам консула Постумия, заключившего невыгодный римлянам мир после поражения при Кавдинском ущелье (Liv. IХ. 10). Речь идет о выдаче римского гражданина противнику, чтобы снять вину с государства в целом (Liv. IХ. 9. 3). В праве фециалов говорится о снятии вины с общины в случае выдачи виновного, что следует именно из этого отрывка.

    Таким образом, фециалы или лично выдают, или советуют выдать противнику тех людей, которые нарушили право фециалов на исполнение определенных обрядов, иными словами, попрали собственно права фециалов.

    Право фециалов защищало, и этот механизм защиты был прописан в Законах XII таблиц. Эти законы, по сообщению Цицерона, содержали в себе почти тот же набор норм, что и Латинский договор 493 г. до н.э. Дионисий Галикарнасский упоминает «каждый десятый день» в который проводились судебные разбирательства, заключались сделки и обязательства между римлянами и латинами (Dionys. Ant. Rom. VI. 95. 1-2). Это соответствует Законам XII таблиц, с той разницей, что в них упоминаются все чужестранцы (II. 2). Таким образом, в Законах XII таблиц зафиксированы отдельные нормы фециального права.

    Есть норма, позволяющая рабу искать защиту у статуи Юпитера. В соответствии с нормами фециального права хозяин такого раба мог быть наказан за жестокое обращение с ним. Так случилось в 493 г. до н.э., когда публичное наказание господином своего раба стало причиной повторного проведения Римских игр в честь Юпитера. Согласно Плутарху, хозяин раба по решению жрецов был привлечен к суду и наказан (Plut. Marc. Cor. 24-25).

    Таким образом, фециальное право окончательно сформировалось только в период Республики, когда в ведение фециалов перешли некоторые судебные функции, связанные с их обязанностью освящать начало войны и заключение мира, а также ряд норм, связанных с отношениями между народами и защитой чужестранцев.



Добавить комментарий